Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию

Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию

В 2015 году был принят важный закон, который затронул разработку документов по стандартизации. В соответствии с этим законом, были установлены требования к техническим условиям (ТУ), которые являются одним из видов документов по стандартизации. Вопросы, которые возникают в связи с этим законом, связаны с тем, какие именно требования предъявляются к разработке ТУ и к самому документу. Например, задачей закона может стать обязательная регистрация ТУ. Кроме того, стоит выяснить, кто теперь будет отвечать за организацию этой процедуры. Если вы хотите узнать больше об этом, обязательно прочитайте нашу статью.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации», технические условия (ТУ) являются документом, который разрабатывается и утверждается изготовителем или исполнителем для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. Они относятся к виду стандартов организации и содержат информацию, которая отличает данный товар или услугу от аналогов.

Существуют три основных вида ТУ: общие, специальные (ориентированные на одно изделие, вещество или материал), и ТУ на составные части изделия. Принципы стандартизации, такие как комплексность, системность и открытость разработки, должны соблюдаться, чтобы ТУ могли быть использованы для достижения целей улучшения качества и повышения конкурентоспособности российской продукции.

Технические условия определяют все основные звенья производственной цепи и обеспечивают единообразие результатов работы. Благодаря содержащейся в них информации потребитель может сделать компетентный выбор в пользу определенного товара или услуги, использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.

Прописывая детали о производстве, хранении и доставке того или иного товара, обязательства по соблюдению требований производства и контроля качества, юридические лица могут избежать споров в судебных и досудебных процессах. Ссылка на ТУ рекомендуется включать в гражданско-правовые договоры для уточнения деталей, касающихся качества продукта и его транспортировки.

Нарушение правил разработки и использования технических условий может повлечь административную или уголовную ответственность. Надзор в этой сфере осуществляет Росстандарт. Важно отметить, что товары, которые могут повлиять на безопасность людей, подлежат проверке на соответствие национальным стандартам и сертификации. Перечень данных товаров пересматривается каждый год и утверждается Правительством РФ.

Как правильно разработать технические условия на пищевую продукцию? Какие требования нужно соблюдать? Рассмотрим порядок разработки ТУ на примере ГОСТ Р 51740-2016, который действует с 1 января 2018 года.

Согласно ГОСТу, необходимость в ТУ возникает, если стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) отсутствуют или если производитель желает уточнить и дополнить существующие требования. Но как правильно составить ТУ?

В первую очередь, необходимо учесть структуру документа, которая предусматривает:

  • титульный лист;
  • основную часть;
  • приложения;
  • лист изменений.

Основная часть должна содержать:

  • сферу применения ТУ;
  • правила соблюдения качества и безопасности продукции;
  • порядок маркировки и упаковки товара;
  • методы контроля;
  • порядок хранения и доставки продукции.

Важно учитывать, что ТУ должны содержать исключительно русскоязычные термины, за исключением случаев, когда аналогов в русском языке нет.

Также запрещено злоупотреблять математическими знаками, если смысл можно передать словами. Вместо знака «–» следует писать слово «минус», а вместо «0» — «диаметр». Использование знаков «<», «>» и «=» без числовых значений запрещено.

Строго следует соблюдать требования к изложению текста документа. Обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести специалиста или потребителя в заблуждение, запрещены. Для наглядности рекомендуется использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты. Таблицы также могут быть полезны для визуализации информации.

Особое внимание в ГОСТе уделено оформлению ТУ. Разработчики советуют использовать электронный вид, сквозную постраничную нумерацию, определенные параметры шрифта, начертания, полей. Отдельно стоит выделить порядок оформления листа регистрации изменений.

И еще один важный момент. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» список товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241. Список следует учитывать при разработке ТУ на соответствующую продукцию.

Как оформить согласование и регистрацию технических условий


Закон обязательной согласования ТУ с государственными органами не требует. Статья 21 этого закона определяет, что порядок утверждения, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается юридическими лицами и предпринимателями. Тем не менее, ТУ на отдельные виды пищевых продуктов должны быть согласованы в соответствии с порядком, установленным законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.


Компания может заказать экспертизу проекта ТУ у уполномоченных организаций, чтобы получить компетентный анализ. Эти положения детализируются в отраслевых стандартах. Согласно общему правилу, экспертиза проекта ТУ проводится по инициативе разработчика или заказчика на добровольной основе аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии.


Некоторые производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для получения регионального знака качества. Это дает им преимущество перед остальными производителями. Например, в Нижегородской области более 400 объектов местного производства имеют знак качества «Нижегородская марка качества».


Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты являются уполномоченными организациями, упомянутыми в законе. Секретариат технического комитета или независимый эксперт, входящий в его состав, проводит экспертизу проекта ТУ. Эта процедура осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Для проведения экспертизы требуется лишь заявка и документ, подлежащий оценке.


Получение экспертного заключения завершает процесс согласования ТУ. Если держатель подлинника не считает необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Далее следует заверить ТУ у руководителя, держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.


Регистрация ТУ не является обязательной процедурой в соответствии с законом о стандартизации, однако она необходима для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ. Основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из базы данных «Продукция России», созданной и поддерживаемой ФГУП «Стандартинформ». Для этого представитель организации должен подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы.


Регистрация каталожных листов продукции (КЛП) состоит из нескольких этапов: заполнение форм, подготовка сопутствующих документов, направление форм на регистрацию, оплата услуг, получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг. Срок оказания услуги регистрации, согласно ФГУП «Стандартинформ», составляет в общем порядке 10 дней, а в срочном – один. Эти услуги являются платными, и их стоимость зависит от количества заполненных листов и объема оказываемых услуг.


В итоге, процесс согласования и регистрации ТУ — это совокупность последовательных действий, для успешного выполнения которых необходимы профессиональный подход и понимание установленных процедур.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *