Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Аутизм — это расстройство, характеризующееся нарушением социальной адаптации, речевыми нарушениями и психическим развитием. Но, если обнаружить это заболевание у ребенка рано и начать своевременное лечение, можно достичь заметных результатов - основная задача терапии заключается в обучении и социализации ребенка. Однако в России ситуация с диагностикой и лечением аутизма далеко не идеальна. В первую очередь, это связано с недостатком специалистов и слабым осведомлением родителей об этой проблеме.
Еще в середине прошлого века аутизм был редким заболеванием, но со временем его диагностируют все чаще. Особенно это заметно в США, где врачи более внимательно относятся к этой проблеме. В 1970-х годах один аутист на 10 000 детей, 15 лет назад – один на 250 детей, а сейчас – один на 88 детей или один на 52 мальчика и 250 девочек. В России нет официальной статистики по количеству детей-аутистов, так как такой учет не ведется. Но, согласно приблизительным данным, у нас также есть десятки тысяч заболевших детей.
Рост количества случаев аутизма у детей вызывает серьезную озабоченность, но до сих пор его причины не до конца понятны. Ученые сходятся во мнении, что на появление аутизма влияют несколько факторов, а не одна причина. Но, несмотря на это, право на своевременную диагностику и коррекцию аутизма должны иметь все дети.
Список возможных причин возникновения аутизма включает:
- генетические изменения;
- поражения центральной нервной системы, такие как энцефалит или аномальное развитие отделов мозга;
- гормональные нарушения и нарушения обмена веществ;
- воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- отравление ртутью (включая вакцинацию ребенка);
- чрезмерное употребление антибиотиков;
- химическое воздействие на организм матери во время беременности.
Несмотря на то, что не всё ещё ясно, насколько указанные факторы могут стать причиной аутизма у детей, очевидно, что для детей, у которых есть генетическая предрасположенность к данному заболеванию, любое серьезное воздействие на их здоровье, такое как сильный испуг или перенесенная инфекция, может привести к аутизму.
Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.
Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.
В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.
Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы
Лекарственная терапия не является основным методом лечения аутизма. Однако она может быть назначена для устранения отдельных симптомов этого заболевания. Лекарственные препараты используются, прежде всего, для снятия неадекватных поведенческих реакций у больных, таких как аутоагрессия и агрессия по отношению к другим людям, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства и повышенная двигательная активность. Для этой цели могут применяться нейролептики и психостимуляторы.
Однако стоит помнить, что увеличение доз и применение большего количества психотропных препаратов не является эффективным решением проблемы аутизма. Вместо того, чтобы подавлять симптомы, такое лечение может привести к обратным результатам – регрессии интеллектуальных и речевых способностей у детей.
Для того чтобы улучшить здоровье кишечника и состояние микрофлоры у детей, страдающих аутизмом, могут быть назначены пробиотики. Эти лекарственные средства способны создавать условия для развития полезных микроорганизмов в кишечнике.
Также следует обратить внимание на недостаток витаминов, минералов и аминокислот, которые часто наблюдаются у детей с аутизмом. Для этого можно использовать специальные лекарственные комплексы, содержащие необходимые витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; а также кислоты: фолиевую и липоевую.
Одним из эффективных способов лечения аутизма является прием полиненасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени и рыбьем жире. Они способны снижать воспаление в кишечнике и оказывать успокаивающее действие на психику.
Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.
Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.
Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.
Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.
Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.
Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:
- Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.
Дети с аутизмом могут столкнуться с серьезными проблемами в содержании многих веществ, независимо от того, какой диеты они придерживаются. Недостаток витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов, таких как цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий, может быть одним из них. Кроме того, уровни адреналина, норадреналина и дофамина могут отличаться, а опиатоподобные гормоны (эндорфины) могут быть в повышенной концентрации.
Некоторые дети с аутизмом могут также иметь повышенное содержание определенных веществ, таких как ртуть, свинец, алюминий, мышьяк и сурьма, в своих организмах, что может приводить к большим проблемам в дальнейшем.
Но как лечить аутизм? Вся терапия аутизма, будь то поведенческая или медицинская, зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка. Лучше всего провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Врач сможет профессионально оценить, как лечить аутизм. Медикаментозные терапии и диеты могут быть эффективными, но не всем детям они помогают. Важно отслеживать эффективность терапии в каждом конкретном случае.
Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:
- Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
- Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.
Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.
Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.
Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:
- Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
- Судороги.
- Ослабленный иммунитет.
- Синдром раздраженного кишечника.
- Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
- Нарушение функций поджелудочной железы.
Детская аутизмия - диагностика и симптомы
Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.
Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.
При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.
Диагностика детского аутизма в России встречает определенные затруднения из-за отсутствия установленных стандартов и ограниченности знаний медицинских работников в этой области. Обычно педиатр не распознает признаки этого расстройства у ребенка в сложных случаях, что может осложнить проведение дополнительных диагностических мероприятий. Контролировать подобные нюансы могут только высококвалифицированные специалисты, такие как невролог, психолог, психиатр, а также узкий специалист по болезням нарушения аутистического спектра и родители. Дополнительно, то, что родители не склонны обращаться за медицинской помощью когда их ребенок испытывает какие-то нетипичные симптомы, также осложняет проведение диагностики детского аутизма.
Очень сложно дифференцировать аутизм у детей от других заболеваний с похожими признаками, особенно в раннем детском возрасте. В России также существует проблема путаницы диагнозов. Эта проблема является серьезной, потому что лечение аутизма не схоже с методами, используемыми при лечении умственной отсталости или шизофрении, и неправильное лечение может навсегда доставить человеку проблем в дальнейшей жизни.
Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями
Заболевание, известное как детский аутизм или синдром Каннера, может быть отличено от других расстройств аутистического спектра (РАС), таких как синдром Аспергера. Первое отличие состоит в том, что синдром Аспергера является более легкой формой заболевания. Если у ребенка имеется этот синдром, то его интеллектуальное и речевое развитие не отстает от соответствующих норм возраста, но могут возникать трудности в общении и понимании других людей.
Еще одной формой РАС является высокофункциональный аутизм. При этой форме уровень IQ больных является нормальным, что отличает ее от классического аутизма.
Детское дезинтегративное расстройство представляет собой наиболее опасную форму аутизма, но наблюдается у относительно малого числа детей. Однако, именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Обнаружить дезинтегративное расстройство можно после 4 лет. До этого в развитии ребенка не обнаруживается серьезных отклонений, а затем вдруг появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. Однако, при оптимальной терапии можно помочь детям и в этом случае.
Если ребенок не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, то, в первую очередь, следует проверить органы его чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Так как и нарушение слуха и зрения могут стать причиной подобных симптомов.
У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.
Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.
Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.
Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, разработанных для лечения аутизма у детей. Среди наиболее популярных — «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие, созданные в США. Основная идея каждой из методик заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном общении с ними. Однако, чтобы снизить проявления аутизма у ребенка, необходимо родителям уделить большое внимание и старание.
К сожалению, в нашей стране пока недостаточно специалистов, которые занимаются аутистами в соответствии с существующими методиками. Но это не должно быть поводом для отчаяния. Необходимо найти знающего психиатра и продолжать работу с детьми в коррекционных учебно-воспитательных учреждениях, в школах и в детских садах. Индивидуальная терапия — это забота, прежде всего, родителей, независимо от того, где они живут.
Существует ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей, которые могут помочь получить наилучшие результаты:
Важно прививать ребенку необходимые жизненные навыки на основе очень частых повторений одних и тех же действий. Например, если ребенок научился чистить зубы, полезно повторить этот урок с ним снова и снова.
Рекомендуется устанавливать для ребенка строгий распорядок дня и стараться не нарушать его.
Важно избегать резких изменений обстановки и привычек ребенка.
Частое общение с ребенком и проведение с ним много времени могут дать хороший результат.
Иногда установление контакта с ребенком может потребовать упорных повторений и частых обращений к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
При раннем детском аутизме частые эмоциональные контакты с малышом могут помочь: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
Если речевое взаимодействие затруднено, возможен обмен карточками, картинками и другие методы коммуникации.
Не следует допускать переутомления ребенка, нужно предусматривать перерывы между занятиями и играми, позволяя ему побыть в уединении.
Регулярные физические упражнения могут помочь снять стресс и улучшить физическое развитие ребенка.
Важно не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Фото: freepik.com