19.03.2022

Глубинка: деревня Беливо. Край старообрядчества и отзывчивых людей

Цикл материалов в рамках проекта «Глубинка», основанного на публикациях журналиста газеты «Орехово-Зуевская правда» Геннадия Красуленкова и фотографиях фотокорреспондента Александра Каблева, продолжает рассказ о деревне Беливо.

Цикл материалов в рамках проекта «Глубинка», основанного на публикациях журналиста газеты «Орехово-Зуевская правда» Геннадия Красуленкова и фотографиях фотокорреспондента Александра Каблева, продолжает рассказ о деревне Беливо. Река Нерская издавна приютила на своих берегах множество населенных пунктов. Деревня Беливо — одна из них, старинная и старообрядческая. Не доезжая нескольких километров до поселка Мисцево, дорожный знак указывает вправо. До деревни рукой подать. О том, что она старинная, говорят маленькие почерневшие баньки на берегу реки. Эти столетние старушки повидали на своем веку многое. До революции Беливо входила в состав Запонорской волости Богородского уезда. В XVII веке она называлась Беляево. В 1925 году она имела 122 двора и свыше 540 жителей. В настоящее время деревня входит в состав Новинского сельского округа, а постоянных жителей в ней всего 45 человек. На соседнем погосте их лежит в сотни раз больше. В эти майские дни, пока еще не приехали дачники, деревня выглядела тихой, зеленой и уютной. Ее тишину нарушал разве что дороховский автобус, заезжающий сюда три раза в день. На дворе 2004 год...

НА СВЯТОЙ 3ЕМЛЕ

Начало нынешнего мая для жителей Белива связано с важным событием. Расположенное неподалеку от деревни место, на котором некогда находился монастырь и были похоронены его основатели святые старцы Леонтий и Иосиф, посетил только что избранный на освященном соборе предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан. Это была одна из первых его официальных поездок в высшем чине.

В глубине леса, где находятся восстановленные стараниями верующих могилы старцев и иноков, собралось множество людей. Они пришли и приехали сюда не только из Белива, но и Орехово-Зуева, Куровского, Егорьевска, ближних и дальних деревень. Вместе с митрополитом на празднование Преполовения Пятидесятницы прибыли священники и настоятели старообрядческих храмов Орехово-Зуевского, Егорьевского и Павлово-Посадского районов. Во время торжественного богослужения митрополит Андриан освятил все находящиеся в этом месте могилы, пруды, выкопанные далекими предками и имеющие, по поверью, чудодейственную силу. Он призвал всех собравшихся крепить древлеправославную веру.

 

ВМЕСТЕ С САМОЙ РАЗГОВОРЧИВОЙ

Пожалуй, в каждой деревне попадаются люди, из которых не нужно вытягивать слова. В Беливе мы встретили такую женщину. Александре Ефимовне Лукьяновой 72 года, и все это время она прожила в Беливе, в так называемой Слободке, где всего-то 6 домов и среди них дом Xрусталевых. Они тоже коренные жители. Иван Никитович, его жена Раиса Петровна и сын Алексей вышли на зеленую лужайку возле дома и разговорились. Вспоминали каждый то одно, то другое, но все же из этой мозаики складывалась общая картина деревенской жизни. Вот ее фрагменты.

А.Е. Лукьянова

Деревня стоит на берегу Нерской, река весной сильно разливалась, вода доходила прямо до домов, так что женщин, большинство из которых работало на комбинате в Куровском, Новинской фабрике, торфоразработках в Мисцеве, каждый день в такую пору возили на лодках до дорог, откуда можно было уже дойти до работы пешком.

Беливский колхоз «Борец» становился не сразу, но перед войной, во время войны и после люди работали на полях, выращивая и овощи, и зерновые. Неподалеку была своя ферма. Из председателей чаще всего вспоминают Моисея Зайцева — дядю Моисея. Вставали, как говорится, ни свет, ни заря. Труд же был такой во время войны: женщины впрягались в плуг, а мальчишки, те, кому бы учиться да учиться, вели борозду. Работали на волокушах, быках и коровах. Законы были жесткие. Году в 37-м одна беременная женщина, фамилию ее не вспомнили, а только имя — Наталья, унесла с поля несколько колосков ржи. Посадили в тюрьму. Вернулась она в деревню только после войны. Прожила пять лет и умерла.

По непонятной многим иностранцам русской душе и в таких условиях деревенский люд все же находил время для веселья. На поле шли с песнями, а по вечерам после тяжелого труда на земле выходили на улицу, пели частушки, плясали. Были в Беливе и свои гармонисты, например, Владимир Кирьянов. В 60-е годы он развлекал молодежь, сейчас живет в Новинках. И на свои огороды сельчанам хватало сил. Люди словно устали не знали. А огороды обрабатывали тоже все вместе: сегодня идут в один дом, завтра — в другой. Вот так и пережили трудные времена.

Хрусталевы

У самих Хрусталевых в доме полный порядок, силы еще есть у хозяина, хотя за плечами осталось немало годков, уже на пенсии, как и его жена Раиса Петровна.

Раиса Петровна Хрусталева

Все родные перебрались в Ликино-Дулево, все при деле, все живы, и слава Богу!

 

ОТДЫХАТЬ ОСОБО НЕ ПРИХОДИТСЯ

Одним из самых работящих и сильных в Беливе можно считать фермера Бориса Лягушкина. Его дом и хозяйство находится на самом краю деревни. Свое дело он открыл ровно 15 лет назад, когда ему в наследство досталась ферма, заброшенная совхозом «Память Ильича». Фермеры прокормят Россию - тогда власти в это поверили, не богато, но помогали. Была создана и ассоциация фермерских хозяйств. Размахнулся было и Борис. Завел 50 голов крупного рогатого скота, были свиньи, кролики. Дело вроде пошло, построил дом. С техникой, конечно, как и у всех фермеров, было плоховато. Доводить до ума оставшуюся от совхоза довелось своими руками.

— Когда начали раздавать паи, то на меня стали давить, - вспоминает Б. Лягушкин, - мол, почему ему досталась целая ферма. Тем более видели, что я немного развернулся. Это давление продолжается до сих пор. Прошло 15 лет, а я еще никак не могу оформить ферму в личную собственность из-за нашей бюрократии. Придется подавать в суд. А это нервотрепка. Да и по судам особо бегать некогда, хотя остались только 23 головы рогатого скота, да еще поросята. Надо накормить, подоить, убрать в помещениях, самому же и отвезти молоко или творог в Куровское. Вожу каждый день по три фляги.

— Борис, было время, когда фермерам покоя не давали воры и бандиты. Как сейчас?

— Поспокойнее стало. Пробовали однажды утащить у меня плуг. Я с фермы стрелял, а потом гнался за ними на милицейском УАЗике. На станции в Куровском догнали. Сейчас, по слухам, их никого уже здесь нет. Кто в земле, кто в тюрьме.

— Концы с концами связываете при таком изобилии молочных продуктов и мяса на рынках и в магазинах, корма-то дорогие стали?

— Выручает молоко. Скоро приедут дачники, с реализацией будет полегче. Насчет свиней пока думаю, держать или не держать. Комбикорм становится не по карману, а сеном их не кормят. С коровами легче. У меня 40 гектаров земли. Подсеиваю травы, заготавливаю сено, сажаю овощи. Сейчас буду вывозить на поле навоз, а часть его продам.

— Вот такой круговорот идет. А что радует в последнее время?

— Дом свой привел в порядок, отремонтировал внутри. А всякое обновление и есть радость.

На снимке: Б. Лягушкин

 

МНОГИЕ УЕЗЖАЛИ

Судьба жителей Белива похожа на судьбы сельчан всей России. Все перипетии реформ, реорганизаций, по сути дела приведших к развалу сельского хозяйства, испытали они на  себе.  Вот и Зоя Ивановна Шиголина, чей дом стоит в самом начале деревни, говорит:

— Все у нас было. Колхоз крепкий, ферма хорошая. Я работала ткачихой на Новинской фабрике, а муж мой — пожарным на Мисцевском торфопредприятии. Xодили пешком, ездили на работу, трудились дома, но ничего не бросали. Потом из деревни все побежали. К земле отношение изменилось...

— Все за квартирами поехали, — продолжает Михаил Беклов, друг семьи Шиголиных, — в совхозе ничего не высидишь. Поехали на ЛиАЗ, Дулевский фарфоровый завод, в Новинку, где строилось жилье. Работали, получали квартиры, а деревня-то родная осталась без сильных людей. Я вот еще помогаю Зое Ивановне дрова заготовить, баньку истопить, а у других порой и некому это сделать. Забросили наши деревни, а дачники их не спасут.

Во дворе дома Шиголиных

 

В СЕЛЬСКОМ МАГАЗИНЕ

Жителям Белива повезло. Магазин в их деревне, как в других, не закрыли. Он стабильно работает от Куровского потребительского общества, руководит которым Е. А. Алимова. Стандартное помещение сельмага, построенное в начале 80-х годов и рассчитанное на полтысячи жителей, конечно же, великовато, да и не протопить его в зимний период.

Аналогичные постройки в других местах страдают теми же недостатками. Почти везде сейчас используют половину их площади и делают электрическое отопление.  

— Два или три раза в неделю, — говорит продавец В. Н. Серова, — сюда завозят продукты, по понедельникам и пятницам — хлеб. В месяц товарооборот в среднем составляет 50 тысяч рублей. Даже в дни выдачи пенсии зачастую бабули приходят и покупают в основном хлеб и подсолнечное масло. Пенсии-то маленькие. Приедут дачники, дело пойдет лучше. Я второй год здесь работаю, зарплата не устраивает, на нее не проживешь. Молодые продавцы не удерживаются, уходят. Все бы неплохо, если бы платили побольше...

В.Н. Серова за прилавком

 

ЕСТЬ СВОЙ ХРАМ

О своем сельском храме говорили многие сельчане. Скромный на вид, он стоит особняком, не вписываясь в общий строй Белива. Говорят, что когда на святом месте скита под названием «Иосиф на камне», о котором еще писал в романе «В те далекие годы» наш писатель А. В. Перегудов, начался пожар, то верующие успели разобрать одну церквушку. Ее-то перевезли и поставили в Беливе.  Больше века храм стоит в деревне. На престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы сюда собирается много народу. Раньше проходили ярмарки, устраивались качели и карусели для детей. Сегодня все попроще и построже. К строгости призывает и рядом находящееся кладбище. По мнению жителей деревни, оно самое красивое в районе. И действительно, в эти дни, когда еще почитается светлый праздник Пасхи, оно полно цветов. Все могилки ухожены. В старании соблюсти порядок видится любовь сельчан к своим предкам. В немалой степени этому способствовал ревнитель старообрядческой веры Сергей Петрович Богомолов, умелец, на все руки мастер. Его же стараниями поддерживается в хорошем виде и место бывшего скита, где похоронены святые старцы Леонтий и Иосиф.

На снимке: сельский храм.

 

Источник: http://inorehovo.ru/novosti/tematicheskie_stranicy/glubinka-derevnya-belivo-kray-staroobryadchestva-i-otzyvchivyh-lyudey

Последние новости

ЕС планирует ввести ограничения для судов, которые помогают России обойти санкции

Фото: iStock/Dikuch Следите за нашими новостями в удобном формате Европейский союз планирует ввести ограничения для 11 судов, которые могут помогать России обходить санкции.

Британия ввела санкции против лидера хакерской группировки LockBit Хорошева

Фото: iStock/SergeyChayko Следите за нашими новостями в удобном формате Великобритания и Австралия присоединились к санкциям США в отношении одного из лидеров хакерской группировки LockBit гражданина России Дмитрия Хорошева.

В Союзе потребителей РФ пояснили выгоду бизнеса от распродажи продуктов с истекающим сроком годности

По словам сопредседателя Союза потребителей Российской Федерации Владимира Слепака, мировой опыт по системе распределения продуктов с истекающим сроком годности давно отработан,

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *