«Нам дороги эти позабыть нельзя»
В жизни иногда бывает, что профессия сама выбирает человека. Так случилось и с Николаем Иосифовичем Лисицей.
В жизни иногда бывает, что профессия сама выбирает человека. Так случилось и с Николаем Иосифовичем Лисицей. Он не мечтал стать водителем, но более 60 лет был связан с автомобилями. Сесть за баранку грузовика ему пришлось на фронте в пятнадцатилетнем возрасте. Это произошло в 1941 году.
«Ах, война, что ты сделала, подлая?»
Детство Николая Лисицы прошло в Западной Белоруссии, на территории, находившейся в составе Польской Республики с 1921 по сентябрь 1939 года. Даже начальной школы в его родном селе Купятичи Пинского района Брестской области не было: образованием деревенских детишек власти особо не заморачивались. Селяне сами наняли детям приезжую супружескую пару, которая и обучала их грамоте. Документов об учебе ребятам никто не давал. С приходом советской власти Коля еще два года успел поучиться в школе и даже вступил в комсомол в 1940 году вместе со старшим братом Митей. Их отец, Иосиф Терентьевич Лисица, пользовался авторитетом среди односельчан, поэтому его выбрали председателем сельсовета. Грамотный, политически подкованный (как тогда говорили), он мечтал о том, чтобы дети получили достойное образование. Но все планы в одночасье разрушила война…
Иосиф Терентьевич понимал, что оставаться дома нельзя: фашисты расстреляют всю семью. Поэтому приказал мальчикам собираться в дорогу, а сам упаковал архивы и текущую документацию сельсовета. Ушли на рассвете, пешком, захватив с собой только самое необходимое. Пройдя 25 километров, сделали остановку в городе Лунинец – крупном железнодорожном узле в Брестской области. Задержались возле станции. Отец послал сыновей за водой к колонке. Последнее, что услышал Коля, – это страшный свист над головой. Взрывной волной его швырнуло на землю. Два немецких самолёта бомбили станцию. Когда мальчик очнулся, то увидел неподалеку воронку, как раз на том месте, где недавно стоял отец. Они с братом остались одни и не знали, как им быть дальше. Вещей и продуктов не осталось. Из документов при себе только комсомольские билеты. Тем не менее они двинулись в путь и, минуя Мозырь, добрались до Гомеля.
Первая мысль – идти в военкомат, проситься в армию, на фронт. Но, конечно, им отказали из-за возраста. Коле за три дня до начала войны исполнилось 15 лет, Мите на тот момент было 17. Решили обратиться за помощью в обком комсомола. Несмотря на царившую там суматоху, подростков выслушали и определили на работу на 59-й Гомельский конный завод. А там вскоре поступила команда: перегонять скот на восток. Наступление немецко-фашистских войск развивалось быстро. Дороги на территориях, еще не занятых врагом, напоминали Вавилонское столпотворение.
Вместе с табунами Коля добрался до Брянской области. И тут, на дороге, произошла встреча, сыгравшая для него судьбоносную роль. Рядом проезжала повозка, на которой сидел военный (как потом выяснилось, старшина Милёшин). По прошествии 80 лет Николай Иосифович не может себе объяснить, что это был за порыв. Только он бросился к служивому и крикнул: «Возьмите меня с собой воевать. Я должен отомстить за батьку…». Было, видно, в голосе мальчика что-то такое, что старшина не устоял: отправился хлопотать за него перед командиром части. И Николая взяли…
«Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя…»
Это было воинское подразделение, которое осуществляло техническое обслуживание военного аэродрома, на котором базировалась истребительная авиация. О жизни такого же аэродрома рассказывает один из лучших фильмов о войне – «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова.
Подростка определили в мастерскую, где он помогал накачивать автомобильные колеса, топить печи, носить воду. А его безудержно влекло к себе небо. Хотелось, как летчики, заходить после полетов в столовую, обсуждать подробности воздушного боя. Но он понимал, что его, полуграмотного деревенского хлопца, даже не пошлют на учебу. И все-таки однажды не выдержал: высказал командиру всё, что накипело. Тот спокойно выслушал и сказал: «А мы, значит, дурака валяем? Ты сам подумай, сколько надо выполнить работы, чтобы самолет взлетел в воздух?». Глядя на огорченного парня, добавил: «Хочешь учиться? Будешь осваивать автомобиль. Научишься водить машину – это и будет твоя война с фрицем». Поостыв, Коля задумался: «Прав командир… Кто же меня, несовершеннолетнего, отправит на фронт? Пора садиться за руль!». Глядя на его упорные старания, сослуживцы подтрунивали над парнем. А зря… В 1942 году, когда линия фронта подошла к Тамбовской области и в очередной раз сменил дислокацию военный аэродром, Коля уже уверенно гонял на грузовике. Дорогу от взлетного поля до расположения батальона технического обслуживания он мог бы, наверное, с закрытыми глазами проехать. «Песня фронтового шофёра», которую замечательно исполнял Марк Бернес, – это про таких, как Николай Лисица. До 1943 года он воевал на Юго-Западном фронте. Потом было переформирование – и новая воинская часть. Вот так, до конца войны, и держался крепко за баранку юный шофёр. Его боевые заслуги были оценены орденом Красной звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Вся жизнь в переездах, вся жизнь – на колёсах
После окончания войны Николай Иосифович остался служить в армии. В 1947 году он женился на девушке Марии, которая стала ему верным, надежным тылом. Как настоящая офицерская жена, она разделила с ним все переезды по военным городкам, взяла на себя семейные хлопоты, вырастила сына и дочь. А главное – всегда поддерживала его стремление учиться. Николай Иосифович прекрасно понимал, что современной армии нужны образованные офицеры, поэтому старался наверстать упущенное из-за войны время. Он экстерном сдал экзамены за среднюю школу, потом учился в военном училище, в Политехническом институте. Вся его деятельность была связана с автотехникой. Руководил грузовым автопарком, потом был назначен начальником 2-й автобазы Минобороны РФ. В 1973 году за отличную службу Николай Лисица был награжден орденом «Знак Почёта», а через девять лет к его наградам прибавился орден Отечественной войны. Военную службу он завершил на Власихе в 1976 году в звании подполковника. Позднее ему как участнику Великой Отечественной войны было присвоено звание полковника.
После увольнения из Вооруженных сил Николай Иосифович около 25 лет возглавлял Одинцовское районное общество автомобилистов.
«В должности председателя РОА тесно взаимодействовал с Госавтоинспекцией в сфере правонарушений, профилактики аварийности и повышения правосознания участников дорожного движения, участвовал в работе административных комиссий и координационных советов по обеспечению безопасности дорожного движения, выступал с беседами перед детьми о соблюдении ПДД».
Семейный архив Лисицы сохранил немало почётных грамот, которые свидетельствуют о том, что работа по повышению безопасности дорожного движения, профилактике дорожно-транспортного травматизма, защите законных прав и интересов автовладельцев была организована в районе должным образом.
18 июня Николаю Иосифовичу Лисице исполняется 96 лет. Редакция газеты «Новые рубежи» желает заслуженному ветерану крепкого здоровья, боевого настроя и бодрости духа.
Лариса РОДИОНОВА
Фото автора и из семейного архива Н.И. ЛИСИЦЫ
Источник: http://inodintsovo.ru/novosti/vlast-obshestvo/nam-dorogi-eti-pozabyt-nelzya
Обсудить тему
Ваш комментарий* Укажите Ваш Email* Введите символы с картинки*Я ознакомлен с пользовательским соглашением
Ќовости ¬–‘Последние новости
Акция «Спасибо, доктор» в Московской области
Дети смогут выразить свою благодарность врачам в рамках специальной инициативы
Встреча прокурора Лыткарино с инвалидами и пожилыми гражданами
Прокурор города ответил на вопросы по социальным правам и благоустройству.
Пенсионные права: прокуратура Жуковского защитила интересы пожилого человека
83-летний мужчина из Донецка добился пересмотра пенсионного обеспечения.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку