Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон

Выставка рассказывает, как менялся стиль и какие существовали основные техники: басма, скань, чеканка, перегородчатая эмаль.

Выставка рассказывает, как менялся стиль и какие существовали основные техники: басма, скань, чеканка, перегородчатая эмаль.

Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон. Всё, что обрамляло, укрывало, защищало живописный образ – более сотни экспонатов. Антон Николаев изучил детали.

История христианского благочестия на Руси неразрывно связана с иконопочитанием, а оно, в свою очередь – с древней традицией украшения образов драгоценными окладами. Именно под этим ракурсом в Историческом музее предлагают посмотреть на коллекцию хранящихся здесь икон XV – XX веков. Выставка рассказывает, как менялся стиль и какие существовали основные техники: басма, скань, чеканка, перегородчатая эмаль. Это икона конца XVII века Богоматери "Знамение". Она повторяет знаменитую новгородскую святыню.

"Мы видим обилие гладкого фона в сочетании с отдельными накладками. Каждая накладка – это изображение святых, Богоматери, Спасителя. Все изображение по контуру унизано жемчугом", – пояснила автор выставки, заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко.

По словам искусствоведов, украшение икон в древности было обязанностью князей. Кстати, и сами венцы, которыми обрамляли образа, это отсылка к предмету княжеского одеяния. "Упоминание о том, что построен храм, поставлены иконы и то-то, оковал князь золотым окладом, приложил золотую гривну или монисто. То есть это процесс во многих случаях почти что одновременный", – рассказала Людмила Тарасенко.

После революции драгоценные оклады сдирали с икон и продавали за границу на вес. В то же время, реставраторы и искусствоведы в начале XX века смогли оценить древнерусскую живопись именно после того, как были сняты ризы.

"Воспринимали, как нечто то, что мешает. Эти роскошные ризы, которые у нас здесь и представлены, что они мешают восприятию самого образа, мешают молитве. Это такой эстетский взгляд, он поздний. А если мы обратимся к первым векам христианства – Византии, мы поймём, что отношение-то было совершенно другое. Икона не воспринималась отдельно от того убранства, которое к ней прилагалось. Это убранство, как правило, было как дар, приношение Богу", – отметила Людмила Тарасенко.

В самом Историческом музее выставку тоже называют своеобразным даром к Рождеству Христову, подобно тому дару, который принесли младенцу волхвы. Кстати, иконы в древности украшали и вот такими привесками – в благодарность за исцеление.

Последние новости

Пианист Подольской филармонии стал лауреатом конкурса Хиблы Герзмава

Завершился Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров народной артистки России Хиблы Герзмава.

Электронные счета МосОблЕИРЦ: преимущества, подписка и способы оплаты

Жителям Подмосковья – клиентам МосОблЕИРЦ доступна подписка на электронные квитанции для оплаты коммунальных услуг.

Подольская дзюдоистка выиграла серебро первенства Московской области

В Куровском прошло первенство Московской области по дзюдо среди юношей и девушек до 15 лет.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Лениногорске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *